Тема: s01e06 - 7G06 - Moaning Lisa  (Прочитано 2160 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Wanderer

  • Ветеран Форума
  • *****
  • Сообщений: 1715
  • Пол: Мужской
s01e06 - 7G06 - Moaning Lisa
« : 25/01/2012, 22:03:15 »
Ещё во время падения форума в прошлом году написал два отзыва, хотел выложить их к восстановлению форума, когда темы вернутся. Но решил всё-таки не ждать и выложить сейчас :).

Ну вот, не могу хоть чуть-чуть не написать о серии, ставшей классикой Симпсонов. Первая серия, в которой по-настоящему раскрыт характер и внутренний мир Лизы Симпсон :lisa:.


Девочки, видящей не только собственные проблемы, но и несправедливость и боль окружающего мира, что подтверждается её словами, обращёнными на уроке музыки к мистеру Ларго: “я переживаю из-за бездомной семьи, живущей в машине, из-за фермера из Айовы, у которого забрали землю бюрократы...”. Она уже видит чужие проблемы, но ещё не может отстраниться от них. Атмосферу грусти поддерживают душевные блюзовые мотивы.

Резкий контраст составляет подсюжет с Гомером, ведущим себя подобно ребёнку в детском стремлении обыграть собственного сына на арене виртуального бокса. Гомер стремится свести все проблемы к простым причинам, потому он и неспособен до конца понять свою дочь. Комментарий по поводу Гомера в лизиной блюзовой песне достаточно справедлив. И тут уж ничего не поделаешь, зато отцу семейства дана возможность понять, каким его видят со стороны.

А для поднятия настроения всего-то и нужно понимание других людей, которое приходит к матери, вспомнившей свои собственные старые детские переживания. Исполнение Лизой песни в “Норе джаза” даёт в конце концов возможность её родным хоть немного почувствовать настроение Лизы.
Удивительно, что в данном случае даже Барту понравился тот блюз, ведь он обычно от подобной музыки не в восторге, как и Гомер. Но тогда, видимо, семейная солидарность взяла верх.

Кстати, когда Ларго останавливает Лизу во время её джазовой импровизации, то в русском переводе допущена неточность: в переводе он говорит про “безумное дудение”, тогда как в оригинале – “crazy bebop”, то есть джазовый стиль бибоп.
«Из всех возможных решений выбирай самое доброе»
А. и Б. Стругацкие, «Волны гасят ветер»

Оффлайн Shed

  • Ветеран Форума
  • *****
  • Сообщений: 1974
  • Пол: Мужской
s01e06 - 7G06 - Moaning Lisa
« Ответ #1 : 26/01/2012, 12:51:43 »
Наконец-то, стоящая тема поднята. :) Эту серию я вполне заслуженно поместил на первое место в числе самых лучших эпизодов всех времен. Да, можно было бы вполне поставить в начало одну из многочисленных серий про любовь. Но мне кажется, что любовные переживания как таковые Лизе несколько рановато переживать. Проблемы самоопределения в этом мире маленького человечка и нравственные дилеммы, возникающие в ходе этого, намного более важны. Хотя, конечно, не мне судить, что более важно в чьей-либо жизни.
Главная философская проблема, которую поднимает Лиза - допустимость людских страданий в этом мире. Осознание того, что мир бывает шокирующе жесток, неизбежно приходит в процессе взросления человека. Это происходит примерно в то же время, когда и приходит осознание того, что все люди смертны. И что все те, кого ты любишь, рано или поздно, но умрут. Не важно, произойдет это от болезни, или в результате катастрофы, или попросту от старости. Осознание этого факта неизбежно связано со страданиями для осознающего. То есть, здесь мы имеем типичный пример того, как некая вредоносная мысль захватывает мозг и начинает глодать его, причиняя обладателю (или обладательнице) страдания. Казалось бы, проблема решается запретом на постоянное обдумывание мозгом этой мысли. Но, конечно, для самого пораженного этот выход отнюдь не кажется очевидным. Что же в итоге мы имеем? Как Лиза смогла разрешить моральную дилемму? Ей помогли извне. Если мы задумаемся, то увидим, что именно после слов ободрения Мардж, после ее неуклюжей попытки разом решить проблемы дочки дедовским способом ("Девочки должны всегда улыбаться"), только после этого Лиза смогла избавиться от гложущей ее деструктивной мысли. Конечно, забота об окружающих - это хорошо. Это может являться некой гарантией, что, может быть, и о тебе точно так же позаботятся, когда ты будешь нуждаться в помощи. Но когда этот, в общем-то,  правильный принцип ("Относись к другим так же, как ты хочешь, чтоб относились к тебе") перерастает в перманентную мировую скорбь а-ля "Как много страданий в этом мире!", то это уже не хорошо. И от таких мыслей нужно избавляться со всей энергией, какая только есть. Потому что иначе этой энергии ты лишишься, погрязнув в этих мыслях. Или, что еще хуже, может быть, вздумаешь и до окружающих донести свои полусумасшедшие взгляды. Чтоб и им тоже не сиделось спокойно, и они тоже пострадали, размышляя о том, как много страданий в этом мире.
Возвращаясь к тому, каким образом Лиза сумела избавиться от своей хандры, мы выяснили, что решающую роль в этом сыграло участие Мардж. При этом стоит отметить, что первоначально Мардж высказывала метод решения Лизиных проблем, заключающийся в чисто внешнем изменении формы (улыбка), без оглядки на причины, их вызвавшие, то есть содержание. И этот метод, вроде бы, показал определенную эффективность. Но затем, движимая эмоциональным порывом, и не желая, чтоб ее дочь пошла по ее стопам (закрывать внутренние проблемы внешней улыбкой), она меняет тактику. Вместо ультимативного принципа "Ты должна" она декларирует новый, отличающийся в корне от первоначального - "Будь собой. А мы примем тебя такой, как ты есть". И именно последний и послужил ключом к восстановлению у Лизы хорошего настроения.
Здесь возникают две мысли. Во-первых, метод Мардж основывается на активном изменении позиции по отношению к детям и их проблемам. А также оказании им эмоциональной поддержки вне зависимости от их состояния или взглядов. По-крайней мере, даже зная нетерпимость Мардж по ряду вопросов (например, религиозному), мы видим ее готовность следовать этому принципу, то есть, принимать детей такими, какие они есть. Конечно, свою роль тут сыграл и масштаб проблемы, которая в данном случае не выходила за рамки неприятностей в школе и личных переживаний. И если бы это касалось Мардж напрямую, нельзя сказать, что она готова бы была сделать подобный шаг. Впрочем, примеры более поздних серий доказывают что и в этом случае она способна идти на уступки. Например, серия 'She of little faith', где Мардж, пусть и с некоторыми оговорками, но приняла переход дочери от христианства к буддизму.
Вторая мысль. Это то, что Лиза показана хоть и умной, но все-таки зависимой от внешней помощи. И это не очень-то лестное ее изображение. Это доказывает, что она тоже имеет свои слабости, несмотря на весь свой интеллект и силу характера. Последнее, впрочем, стало ее атрибутом в более поздних сериях. В ранних же она намного более ранимая и впечатлительная, без всех этих тухлых замашек на образ "сильной женщины", только в миниатюре.
Впрочем, стоит сделать и необходимое допущение, что, возможно, не все так запущенно, как нам показали. И, вполне возможно, что Лиза смогла бы самостоятельно избавиться от грустных мыслей. Но почему-то здесь ее было выгодней представить именно как слабую и зависимую от помощи извне.

-сюжет с Гомером и Бартом прокомментирую чуть позже-
Eins...
Hier kommt die Sonne...

Оффлайн Wanderer

  • Ветеран Форума
  • *****
  • Сообщений: 1715
  • Пол: Мужской
s01e06 - 7G06 - Moaning Lisa
« Ответ #2 : 01/02/2012, 13:37:50 »
HellNait
Спасибо, уже давно (с падения форума уж точно) не читал таких интересных и подробных отзывов.

Цитировать
Вторая мысль. Это то, что Лиза показана хоть и умной, но все-таки зависимой от внешней помощи. И это не очень-то лестное ее изображение. Это доказывает, что она тоже имеет свои слабости, несмотря на весь свой интеллект и силу характера. Последнее, впрочем, стало ее атрибутом в более поздних сериях. В ранних же она намного более ранимая и впечатлительная, без всех этих тухлых замашек на образ "сильной женщины", только в миниатюре.
Такое поведение только подчёркивает возраст Лизы. От этого её образ становится более реалистичным, чем если бы у неё был твёрдый характер взрослого человека. И это одна из причин, почему мне так нравятся ранние сезоны. Однако хочу заметить, что в поздних сериях Лиза тоже зависит от чужой помощи и поддержки. Может быть, это не так сильно подчёркивается, но, тем не менее, всё равно остаётся так. Как бы там ни было, во всех сезонах можно проследить одну особенность: с трудностями внешними она справляется активнее и, как правило, успешнее, чем с собственными душевными переживаниями. Если проблема не касается её лично, Лиза способна бороться очень активно, добиваясь своего (пусть даже при этом всё равно понадобится помощь кого-то из родных). Да, кстати: не будь у неё этих слабостей, я бы, скорее всего, сказал “не верю!”. В таком случае некому было бы сопереживать и сочувствовать, потому что идеальных людей я на свете не встречал.

Цитировать
Впрочем, стоит сделать и необходимое допущение, что, возможно, не все так запущенно, как нам показали. И, вполне возможно, что Лиза смогла бы самостоятельно избавиться от грустных мыслей. Но почему-то здесь ее было выгодней представить именно как слабую и зависимую от помощи извне.
Я тоже думаю, что смогла бы, хотя на это могло бы потребоваться больше времени. Или какие-то другие внешние события отвлекли бы от гложущих душу мыслей. Полагаю, что в выборе способа решения проблемы в данном случае сработала извечная семейная мораль: рядом всегда найдётся близкий человек, который тебя поддержит. На то ведь “Симпсоны” и семейный сериал, а в самых первых сезонах эта черта мультфильма проявлялась особенно сильно.

Насчёт Мардж согласен – она здесь предстаёт в роли идеальной матери, поскольку способна очень тонко и глубоко понимать душевное состояние своих детей и принимать их неприятности как свои собственные. В этом плане я никогда бы не поверил, чтобы она могла, скажем, бросить свою семью или отвернуться от родных.
«Из всех возможных решений выбирай самое доброе»
А. и Б. Стругацкие, «Волны гасят ветер»

Оффлайн Shed

  • Ветеран Форума
  • *****
  • Сообщений: 1974
  • Пол: Мужской
s01e06 - 7G06 - Moaning Lisa
« Ответ #3 : 02/11/2013, 21:38:21 »
Сюжет:
Серия начинается с того, что мы видим грустное лицо Лизы в отражении в зеркале. Это она стоит в ванной и глядит на себя. Тогда как снаружи уже ломятся Гомер и Барт. Лиза впала в депрессию. Все нынче не мило ей. Привычные явления кажутся слишком грубыми и гротескными, олицетворяющими собой принцип извечной несправедливости мира и страданий человека. В школе на уроке музыки учитель делает ей замечание, запрещая играть не по нотам, когда она пытается импровизировать на саксофоне. На уроке физкультуры Лиза отказывается уворачиваться от мячей в игре в "вышибалу", из-за чего получает несколько раз мячом по разным мягким местам. Даже в столовой она пропускает "битву едой", и получает добрую порцию вермишели в лицо.
Дома дела обстоят не лучше. Гомер не понимает ее, когда она пытается объяснить ему причину своей депрессии. А Мардж ограничивается лишь попыткой улучшить настроение с помощью принятия горячей ванны. Однако, ненадолго улучшившееся настроение вновь портит ссора с Бартом, который пытаясь сорвать на Лизе свое плохое настроение, задавливает ее эмоционально. Вечером на Лизу кричит Гомер, так как звук ее саксофона помешал ему выиграть бой с Бартом на приставке. Он пытается извиниться, но у него получается несколько неуклюже.
Грустная Лиза тихонько нажимает клапаны на саксофоне. И тут она слышит, как где-то за окном играет саксофон. Она идет на звук и встречает на мосту одинокого джазмена Мерфи. Разговорившись с ним, она рассказывает ему свои переживания. На что тот предлагает ей сыграть вместе, чтобы излить свою грусть через музыку. Лиза достаточно неплохо играет и даже поет пару куплетов, импровизируя, но тут ее забирает не на шутку встревожившаяся Мардж.
Лиза снова идет в школу. Но перед этим Мардж советует ей сменить грустную мину на лице на постоянную улыбку. Так советовала ей ее мама. У Лизы получается несколько натянутая улыбка, но мальчики реагируют и на это. Один из них, разговорившись с ней, пытается тут же повесить на Лизу свое домашнее задание. Видя, что ее дочь буквально втаптывает себя в землю ради соответствия глупым шаблонам, Мардж хватает ее и везет прочь. В машине она говорит Лизе, что та может быть такой, какой ей самой хочется. А пока, если надо, Мардж будет улыбаться и за них обеих. Но к ее удивлению Лиза уже не чувтсвует себя так плохо. Возможно, именно такой энергичный напор Мардж и ее непрестанная забота о дочери и воодушевили Лизу. Она забывает свою хандру и все оставшееся время эпизода мы видим ее улыбающейся и сияющей.

Анализ:
В данной серии Лиза впадает в хандру и задумывается над экзистенциальными вопросами бытия: почему в мире существует столько страданий? И что было бы, если бы она вообще не появилась на свет?
И если первый вопрос вполне взрослый, то второй демонстрирует скорей её детскую сущность. Поскольку между этими двумя темами она перескакивает практически без всякого перехода. Второй вопрос из разряда более личного и эгоистичного, если так можно сказать. Тут она очень похожа на Малыша у Астрид Линдгрен, когда у того тоже случались присутпы хандры.
Интересно и разрешение её проблем: с одной стороны ей помогает мама, поддержав в трудную минуту (пусть и не без некоторых неувязок). С другой она сама находит человека, с кем может излить все, что наболело в душе. Это джазмен Мерфи. Отсюда же становится известно, что ее плохое настроение генерируется не только извечной тоской о судьбах мира и человечества, но и также такими мелкими причинами, как, например, случай, когда ей не досталось кекса. При этом, как мы видим, и в данной ситуации (с кексом), и в другой похожей (сцена, где она говорит сестре "иди к Барту, Мэгги") Лиза сама отступает от "борьбы" и отказывается рассматривать возможности, которыми располагает.
Выходом же из её "депрессии" становится общение с людьми, теми, кто понимает ее и кому она доверяет.
Вцелом, ее окружение, с кем она общается, можно разделить на следующие составные:
1) Барт. В серии он занимает резко противоположную Лизе позицию и скорее служит причиной ее депрессии. К тому же, он воплощает все то, что Лизе противно в этой жизни и на что она стремится никогда не быть похожей. В сцене с телевизором она "уступает" Мэгги Барту, при этом явно осознавая порочность жизненных взглядов брата. Не забывает его она и в своей песне, которую поет вместе с джазменом Мерфи: "Мой брат достает меня каждый день, а мама отдала ему мой кекс". Хотя, как можно вспомнить, Лиза сама же и отказалась от кекса. Что наводит на мысли, что ей вовсе не так безразлично то, что с ней происходит. И депрессивную сторону она занимает и поддерживает скорее искусственно, то есть по желанию. В данном эпизоде проявляется ее склонность к наслаждению своим депрессивным настроением. В последующих сезонах эта особенность ее характера также будет встречаться.
2) Гомер. Здесь он скорее не играет никакой роли в Лизиной судьбе, хотя сама Лиза и откровенно рассказывает ему причины своей депрессии. Когда она рассказывает ему, что ее мучает вопрос о том "что было бы, если б я вообще не появлилась на свет", то он только и может, что "покатать" ее на коленке. Родительская роль здесь сведена к минимуму. Даже Мардж вынуждена отвлечь его от игры с Бартом, чтобы обратить внимание на дочь. Впрочем, Барту он уделял действительно много внимания. Так что здесь можно говорить скорей о разделении родительских обязанностей между Мардж и Гомером в плане того, кто каким ребенком занимается.
3) Мэгги. Крайне мало общается Лиза со своей младшей сестрой. В отношении ее она занимает позицию скорее опекающую, но из-за депрессии не борется за влияние и уступает "порочному" материалистичному влиянию Барта. Тем не менее, Мэгги один из немногих людей, кто действительно оказывает хоть какое-то положительное влияние на Лизу, и к кому она расположена доброжелательно.
4) Мардж. Это основа и опора Лизиных взглядов. Именно Мардж имеет наибольшее влияние на дочь, и не удивительно, что благодаря во многом именно ей Лиза избавляется от своей депрессии. Первоначально Мардж пыталась помочь дочери тем способом, который использовала сама. В детстве у Мардж тоже были подобные проблемы, и тогда ее мама говорила ей, чтобы она насильно избавилась от грустного выражения на лице и изображала всегда улыбку. Но глядя на свою дочь, пытающуюся пойти по ее стопам с ее же напутствия, Мардж осознает, что тем самым Лиза гробит важную часть своей духовной сущности, идя на поводу у глупых предрассудков, что женщина всегда должна быть веселой и добродушной. И Мардж сама же говорит Лизе не следовать ее словам, а быть собой. Интересен тот факт, что хотя Мардж и оказывает решающее влияние на Лизино настроение, но забывается, что до нее Лиза фактически уже нашла свою родственную душу, и сделала это совершенно самостоятельно. В наиболее грустный момент она слышит за окном звуки саксофона и, следуя им, находит Мерфи. Кто и становится ей другом. Их знакомство прерывает именно Мардж, не без причины волнующаяся за свою дочь. То есть, Мардж пытается показать, что Лизино решение проблемы было неправильно, и вместо этого предлагает свою помощь. Впрочем, до конца Лизино решение проблемы так и не было опровергнуто в самой серии, так как Лиза приглашает всю семью на концерт ее нового друга. И Мардж уже не высказывает никаких возражений против этого. Таким образом, остается вопрос: имеет ли Лиза право решать свои проблемы самостоятельно? Мардж однозначно уверена, что нет, и предлагает свою помощь. Впрочем, делает это она довольно демократично, и рассматривая разные варианты, что ей в плюс.
5) Остальное окружение. Сюда мы отнесем школу и других людей, с кем так или иначе встречается Лиза. Возможно, именно эта группа и стала главной причиной, генерирующей Лизино упадочное настроение. Начиная с мистера Ларго, запрещающего ей играть импровизированное соло, и заканчивая уроком физкультуры, воплощающим принцип уничтожения слабого остальным большинством (игра в "вышибалу", где Лиза отказывается уворачиваться от мячей, которые в нее кидают). Сюда же возможно теоретически присовокупить и медиа-влияние, например, статьи в газетах и телепередачи, в которых говорится о "страданиях людей" в других странах. Впрочем, более подробно эта тема была затронута спустя 20 лет в серии "The Good, the Sad and the Drugly".
В целом, эта категория, внешних воздействий и является тем, против чьего отрицательного воздействия и пытается бороться Лиза, пускай и не осознавая этого. Все те несправедливости, что существуют в мире, вводят ее в уныние. Отказываясь от борьбы (при игре в "вышибалу" или в сцене с Мэгги, или отказываясь от кекса) Лиза все равно как бы тайно надеется, что тем самым она все равно победит. Пускай не физически, не материально, но хотя бы нравственно. И в этом отказе от борьбы есть какая-то вера в сверхъестественное перерождение, надежда, что произойдет что-то, что изменит жизнь, или ее взгляды, или как-то поможет ей. И, как видим, эти самые "явления" действительно происходят. Которые можно списать на добрую волю Судьбы. Это и помощь от родных, это и случайно услышанный Лизой звук саксофона в ночи - все это как бы уравновешивает то негативное воздействие, которое оказали на человеческое существо негативные явления. И в этом кроется смысл гармонии мироздания.
« Последнее редактирование: 03/11/2013, 13:53:40 от HellNait »
Eins...
Hier kommt die Sonne...